Тест был проведён для выяснения возможностей макросъёмки фотоаппарата с разными объективами. Из объективов формата 4/3 были использованы ZUIKO DIGITAL 14-45/3.5-5.6, ZUIKO DIGITAL 14-54/2.8-3.5. У Olympus существуют и специальные макрообъективы, такие как ZUIKO DIGITAL 35/3.5 images/stories/articles/article/21022012/macro(~230$), ZUIKO DIGITAL ED 50/2.0 images/stories/articles/article/21022012/macro(~500$)По причине высокой цены и узкой специализации тесте их и не было :) Их заменил объектив отечественного производства МС ЗЕНИТАР-М 50/1.9 который обошелся в 17$... конечно без удлинительных колец (10$), адаптера M42->4/3(30$) и телеконвертера К-1(12$) я бы не получил таких результатов. Итого - за цену менее 70$ масса возможностей для макросъёмки, и не только, ведь снимать этим объективом можно не только в макро режиме....да и переходник позволяет прикрутить не только этот, но и большое количество других объективов и приспособлений.
При макросъёмке на снимке важно не только получить маленький объект в большом масштабе, но и то - с какого расстояния может быть получен данный снимок. Например, если вы будете фотографировать каких-нибудь насекомых вживую, рассчитывать на то, что они подпустят вас ближе 20-30 см не приходится.
Для теста была выбрана монета в 1 рубль(диаметр монеты 20мм), чтобы все могли потом узнать, на что способна оптика имеющаяся в их распоряжении. Ниже представлены вырезки из кадров в 100% масштабе.Все параметры снимков указаны. Баланс белого был выставлен с объективом ZD 14-54. JPGбыл создан самой камерой, кадры дополнительно не обрабатывались. Полноразмерный кадр (сжатый для экономии места до~ 1 мб) доступен по щелчку на фрагменте.
ZUIKO DIGITAL 14-45/3.5-5.6 @45 mm, dist. 25 cm, iso 100, F8, 1/5"
ZUIKO DIGITAL 14-54/2.8-3.5 @54 mm, dist. 7 cm, iso 100, F8, 1/2"
Конечно данные объективы больше универсальные чем макро, поэтому результаты очень средние. Хотя ZD 14-54 может дать довольно крупную картинку но расстояние при этом будет всего 7 см, а это не всегда хорошо.
Чтобы осуществить съёмку с объективом МС ЗЕНИТАР-М 50/1.9 в полном объёме, понадобился комплект удлинительных колец с толкателем диафрагмы - 7, 14, 28 мм (если ваш объектив имеет ручной режим работы диафрагмы то можно использовать кольца без толкателя) , а также был использован телеконвертер МС КОНВЕРТЕР К-1. Конечно же чтобы всё это установить на фотоаппарат понадобилось переходное кольцо М42->4/3.
Снимки представленные ниже были сделаны по такой схеме последовательной сборки объектива и колец:
MC ZENITAR-M 50/1.9, dist 45 cm, iso 100, F8, 1/6"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 1, dist 19 cm, iso 100, F8, 1/3"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 2, dist 14 cm, iso 100, F8, 1/1.3"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 3, dist 9 cm, iso 100, F8, 1/1.3"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 1 2 3, dist 7 cm, iso 100, F8, 1/1.3"
Снимки представленные ниже были сделаны по такой схеме последовательной сборки объектива, колец и телеконертера:
MC ZENITAR-M 50/1.9 + К-1, dist 45 cm, iso 100, F8, 1"
MC ZENITAR-M 50/1.9+ ring 1 + К-1, dist 19 cm, iso 100, F8, 1"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 2+ К-1, dist 14 cm, iso 100, F8, 1"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 3 + К-1, dist 9 cm, iso 100, F8, 1"
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 1 2 3 + К-1, dist 7 cm, iso 100, F8, 1"
На снимках выше удлинительные были прикручены между объективом и фотоаппаратом в первом случае, и между объективом и телеконвертером во втором случае. Позже я подумал что можно сделать другую комбинацию - объектив+телеконвертер которые установлены на фотоаппарат через кольца. При таком варианте увеличивается фокусное расстояние объектива, а потом уже увеличивается масштаб. В результате значительно увеличивается минимальная дистанция до объекта, что позволяет использовать обычную вспышку и снимать уже с рук за счет мощного освещения и коротких выдержек.Ниже представлены два кадра сделанные при таких условиях. Объектив ЗЕНИТАР-М 50/1.9 был выставлен сначала на максимальную дальность потом на минимальную, расстояние при этом получилось 30 и 18 см соответственно. На родных макрообъективах получить подобные параметры съёмки невозможно..
Схема сборки для получения данных снимков была такой:
Пожалуй такая схема будет самой лучшей для съёмки чего-то очень мелкого живого и быстро передвигающегося(шустрое летающее насекомое), или мелкого но труднодоступного объекта, к которому невозможно вплотную поднести фотоаппарат.
MC ZENITAR-M 50/1.9 + К-1 + ring 1 2 3, dist 30 cm, iso 100, F8, 1/160", Flash
MC ZENITAR-M 50/1.9 + К-1 + ring 1 2 3, dist 18 cm, iso 100, F8, 1/160", Flash
Но и эта комбинация была не окончательной :) Ведь возможно ещё собрать всё это таким образом чтобы конвертер был посередине - между кольцами. Дистанция съёмки при этом 9-11 см в зависимости от фокусировки объектива и положения колец. Как и в предыдущем случае вполне успешно при этом можно пользоваться вспышкой.
Например вот так(неплохой результатик...):
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 3 + К-1 + ring 1 2, dist 10 cm, iso 100, F8, 1/160", Flash
Или так(так чуть крупнее но и чуть ближе):
MC ZENITAR-M 50/1.9 + ring 3 + К-1 + ring 1 2, dist 9 cm, iso 100, F8, 1/160", Flash
Пожалуй этот вариант позволяет получить самое внушительное увеличение(высота головы орла всего около 1мм). При этом глубина резкости и чёткость картинки остаются на достаточно высоком уровне.
Какой тут можно сделать вывод? Основной вывод такой - покупать специализированный макрообъектив за большие деньги имеет смысл если только это необходимо для работы или других неотложных нужд. На мой взгляд для пары неспешных макро кадров вполне успешно можно пользоваться широко распространённой отечественной оптикой, к тому же при умелой комбинации колец телеконвертера и объектива можно получить гораздо более выгодное расстояние для съёмки, чем просто с дорогим родным объективом. Второй вывод - макромеха были бы удобнее чем кольца, в любой момент, используя их, можно задать требуемое увеличение.Ещё один нюанс - чем больше вы создаёте увеличение, тем меньше глубина резкости и меньше светосила, так что надо выбирать оптимальный баланс.
На последок пара примеров - ответов на вопрос, "а для чего все эти танцы с кольцами нужны?" Два кадра сделанных на объектив ГЕЛИОС-44-2 58/2.0 и удлинительным кольцом №2 (14мм) Шмель на цветущем садовом луке, и стрекоза "император" на металлическом заборе-сетке. Использовалась встроенная вспышка, диафрагма в пределах 8-16. Снимки были сделаны ещё когда у меня не было телеконвертера.
Фрагменты в 100% масштабе:
Ниже можно посмотреть полноразмерные кадры:
Не обязательно снимать насекомых или цветы, можно снимать всё что очень мелкое и имеет множество деталей. Для некоторых людей кадр показывающий столько мелких деталей, которых никогда не видно невооруженным глазом становится открытием...
Источник: slrphoto.narod.ru
- 23/02/2012 18:26 - Трехмерное макро: стереоэффекты жанра макрофото.Трехмерное макро: стереоэффекты жанра макрофото
- 23/02/2012 18:22 - Макросъемка. Как сделать красивый кадр.
- 22/02/2012 12:59 - 10 лучших мест для подводной макросъёмки.
- 22/02/2012 12:57 - Чем снимать макро?
- 22/02/2012 12:52 - Как нужно использовать вспышку при макросъемке?
- 21/02/2012 12:22 - Макрофотография: "Что" и "Как"
- 21/02/2012 12:20 - Фототехника и комплектующие для фотоохоты на насекомых.
- 20/02/2012 13:04 - Как сделать супер макро фотографию?
- 20/02/2012 13:02 - Обзор Nikon AF-S Micro Nikkor 40mm f/2.8G DX.
- 20/02/2012 13:01 - Макросъемка цветков и вредителей.