Макросъёмка - это прежде всего азарт: чаще всего из-за небольших размеров дисплея на фотоаппарате в процессе съёмки невозможно определить, удался ли кадр на все сто процентов или при просмотре на мониторе будут видны смазы и промахи фокуса. Этот вид съёмки чем-то напоминает фотоохоту: выходя ранним утром, никогда не знаешь, удастся ли тебе встретить редкого «зверя» и заполучить его фотографию в качестве трофея.
Микрокосмос привлекал меня ещё в детстве, когда я днями напролёт мог с сачком гоняться за шустрыми бабочками, чтобы пополнить свою энтомологическую коллекцию новыми экземплярами. Именно собирая насекомых, я стал интересоваться их названиями, средой обитания и выучил их повадки. Своё увлечение я со временем забросил, но, когда на глаза попадались фотографии жуков или бабочек, моё сердце ускоряло свой темп. Увлечение макрофотографией пришло намного позже, около трёх лет назад, когда я купил свой первый, тогда ещё не зеркальный цифровой фотоаппарат и нашёл в просторах всемирной паутины сайт макроклуба, где мне помогали в моих начинаниях и объективно критиковали мои работы, тем самым стимулируя мой творческий рост. С тех пор я стараюсь постоянно совершенствовать своё мастерство макрофотографа.
Люди, которым я показываю свои работы, очень часто с удивлением в глазах спрашивают меня: «Где же ты всё это находишь?» Для того, чтобы снимать макро, совершенно не обязательно ехать в экзотические страны и пробираться сквозь труднодоступные джунгли, порой достаточно просто выйти в парк или выехать в ближайшее Подмосковье и внимательно посмотреть себе под ноги. В Подмосковье встречается более 3000 видов жуков, 60 видов стрекоз, более 600 видов бабочек, а также 41 вид муравьёв, есть где разгуляться, не правда ли? Кроме того, для такой фотоохоты не нужно тратить большое количество денег на перелёт и проживание в отеле, а количество смертельно опасных видов змей и насекомых стремится к нулю. Даже недалеко от Москвы бывают встречи с достаточно редкими экземплярами для этой области, которые вызывают бурные эмоции. Лично мне доводилось встречать таких бабочек, как Махаон (Papilio machaon) и Чёрный Апполон (Parnassius mnemosyne), но по всем известному закону именно в этот момент камеры под рукой не оказалось. В макрофотографии, как и в любой другой творческой деятельности, есть свои взлёты и падения, разочарования от неудачных кадров и радость при получении достойных «трофеев».
В качестве подсказки новичкам хотелось бы сказать, что самое большое разнообразие видов можно встретить в тех местах, где экосистемы сменяют друг друга: около водоёмов, на лесных опушках или по окраинам полей. Но, к сожалению, найти интересное насекомое - это ещё только начало.
Хорошим подспорьем для получения удачного кадра является знание повадок насекомых и, как следствие, умения подобраться к ним незаметно. Всё это приходит само собой, во время подглядывания за маленькими жителями микрокосмоса через видоискатель. После того как вам удалось подобраться к объекту съёмки и расположить своё оборудование нужным образом, наступает главный этап - процесс съёмки. Необходимо помнить, что жанр макро требует достаточно больших усилий и терпения, фотограф не может заставить своих «моделей» сменить позу или немного наклонить голову. Поэтому для достижения хороших результатов главное - настойчивость, терпение и, конечно же, работа над ошибками. Иногда для того, чтобы получить хороший кадр, нужно простоять со штативом в быстротекущей реке по грудь в воде и сделать 250 нерезких кадров, но в результате получить ту самую фотографию, которая будет радовать вас долгие годы. Наглядной иллюстрацией именно к этим условиям может служить снимок стрекозы Calopteryx virgo.
В качестве подсказки новичкам хотелось бы рассмотреть основные проблемы и некоторые хитрости, которые используются в макрофотографии. Основной проблемой в макросъёмке насекомых является подвижность объектов; если различных жуков и пауков, да и то, правда, не всех, можно фотографировать не спеша, разложив своё оборудование, то с бабочками и стрекозами этот номер не пройдёт. Так как в основе хорошего макро лежит резкий, «звенящий» кадр, плюс художественная составляющая, то сама съёмка, а тем более при естественном свете, требует просто идеальных условий. Чтобы создать такие условия, фотографы часто идут на некоторые хитрости.
Утренняя фотосъёмка: жёсткий свет - один из главных врагов в макрофотографии, он «съедает» детали и делает очень резкие тени; самое лучшее время для фотографии - на рассвете: свет идеален, а насекомые ещё не успели прогреть свои моторы и недостаточно активны. Второй вариант - съёмка при закатном солнце, которое даёт мягкий свет, а также возможность получить хорошие художественные фотографии на фоне заката.
Использование штатива: несмотря на то, что штатив довольно сильно снижает мобильность, он является основным помощником макрофотографа, особенно при использовании объективов с фокусным расстоянием больше 60 мм. При съёмке в утренние часы необходимо выставлять достаточно большие выдержки, и для обеспечения резкости в кадре крайне желательным условием является неподвижность фотоаппарата и модели. Вспышка: использование дополнительных источников освещения, и, в частности, вспышки позволяет сократить рабочие выдержки и тем самым снизить шанс получения нечёткого изображения. Встроенные вспышки находятся на прямой линии от объекта съёмки и дают не самые лучшие результаты. При использовании любой вспышки необходимо пользоваться рассеивателями, в случае с макросъёмкой они часто бывают сравнительно больших размеров. Предварительный подъём зеркала: для того, чтобы минимизировать вибрации, которые возникают при срабатывании затвора, необходимо использовать функцию предварительного подъёма зеркала, не забыв перед этим заранее навестись на фокус. Тросик: чтобы устранить вибрации от рук, которые возникают при нажатии на кнопку спуска, лучше использовать специальные спусковые тросики или пульты дистанционного управления. Если нет ни того, ни другого - можно поставить камеру в режим автотаймера на 10 секунд (или две - такая опция часто имеется).
Искусственная присада: достаточно часто бывает, что насекомое сидит в труднодоступном для съемки месте или на не привлекательных веточках, аккуратно его пересадив можно добиться более красивого кадра и ровного заднего плана. Борьба с ветром: ветер любит шелестеть листьями вместе с объектами съёмки. Можно ждать затишья или небольших «окон» между его порывами или просто оградить съёмочную площадку небольшим листом картона. Также для фиксации присады используют небольшие штативы и зажимы. Если ничего нет под рукой, можно использовать обычный прут и зафиксировать на нем присаду при помощи прищепки.
Искусственный фон: если задний план слишком пёстрый или слишком светлый и мешает красиво показать нам главного героя съёмки, можно использовать искусственный фон - это может быть цветная бумага или даже предварительно распечатанные фотографии закатов или других интересных элементов.
Подсадка насекомых: спящих на рассвете насекомых легко подсадить друг к другу для получения более интересного сюжета, например, 3-5 стрекоз, сидящих в ряд на травинке, смотрятся гораздо интереснее, чем одна. В заключение хотелось бы отметить тот факт, что увлечение макрофотографией и её популяризация способствуют увеличению знаний человека о среде его обитания и его соседях. Возможно, при помощи фотографии нам удастся показать то, как прекрасен и хрупок наш мир, и люди, начав узнавать маленьких соседей поимённо, не станут топтать их ногами и разжигать костры в лесу. Любите и берегите природу, и она обязательно ответит вам взаимностью и откроет для вас занавес в таинственный и прекрасный мир микрокосмоса.
Источник: podmoskovye.bezformata.ru
- 09/01/2012 12:25 - Немного о макросъёмке, «мехах», макро-кольцах и репродуцировании.
- 06/01/2012 11:51 - Вторая жизнь любимой оптики.
- 06/01/2012 11:46 - Обзор макрообъективов.
- 05/01/2012 14:51 - Два стыковочных объектива.
- 05/01/2012 14:50 - Освещение объекта макросъемки.
- 05/01/2012 14:47 - Старые объективы для макросъёмки.
- 05/01/2012 14:46 - Учимся снимаем цветы в макро-режиме!
- 05/01/2012 14:42 - Фотоприем: макросъемка.
- 04/01/2012 15:03 - Расширяя горизонты высокоскоростной макросъемки.
- 04/01/2012 15:02 - Макросъемка: это как?