Руки чешутся взять новый фотик и чего-нибудь им начать снимать. Только перед тем, как снимать, хочется в нем разобраться. Скачал никоновское «Подробное руководство» к нему (больше 200 страниц), но там пока для меня не все понятно. Поискал информацию в интернете, кое-что распечатал, обложился вчера инструкциями и начал изучать матчасть.
В комнате пейзажи не снимешь, на улице вокруг себя инструкции не разложишь. Поэтому решил я начать с макросъемки. Захотелось узнать:
- насколько четко/ясно зеркалка Никон начального уровня с китовым объективом снимает крупные объекты;
- как эти самые крупные объекты снимать, чего нажимать и в каком режиме;
- какую пошаговую последовательность операций делать при макросъемке.
Скажу сразу — про высветлить/вытемнить с помощью какой-то экспозиции, или как это в умных инструкциях называется, корректировать экспозицию, я пока еще не умею и даже за это пока не брался. Тут пока на уровне первого знакомства с фотоаппаратом какие-то действия.
Значит про макро.
С одной стороны, в фотике есть специальный режим, который так и называется — «макро». С другой стороны, среди пользователей зеркалок бытует мнение, что необходимые и достаточные режимы в этих самых зеркалках — «P», «A», «S», и «M», а если пользоваться всем остальным — то лучше мыльницу купить и не париться. Попробую проверить.
Про «зеркальные» режимы.
«M» (полностью ручной) — это пока не для меня, «P» (программный) — это типа провинутая версия автоматического режима, и в случае с макросъемкой им вроде как лучше не пользоваться, «A» и «S» — с приоритетом выдержки или диафрагмы. Чтобы не путаться какой из двух последних с приоритетом чего, запомнил для себя так: «A» — это где в слове ударение падает на «а» (диафрАгма), а режим «S» — про другое слово с ударением на другую букву (стало быть, с приоритетом вЫдержки). Чего это такое, я пока для себя не уяснил (не то чтобы я не понимал определения, написанные в инструкциях — я имею в виду, что мой мозг это еще не перевел в понятные для себя образы/определения), это — в будущем.
Чтобы разобраться в макросъемке, я решил взять себе помощника — тигру, который ценен тем, что а) не двигается и не говорит б) обладает бесконечным терпением и в) небольшими размерами (диаметр головы — около двух сантиметров):
Первый снимок снят в режиме «макро», остальные три — в режиме «A» (приоритет диафрАгмы) с разными значениями этой диафрагмы в диапазоне, который умные люди (при маркосъемке) рекомендуют ограничивать F/5,6 — F/11. Почему именно в режиме «А»? Тоже по рекомендации тех же людей.
Еще: все снято со вспышкой. И еще: я не стремился брать голову тигры целиком, мне интереснее было максимальное приближение. Фокусировался на точке где-то посередине его зеленым глазом и носом. В общем, вот что получилось:
Макро
Диафрагма F/11, выдержка 1/60, ISO 100
Диафрагма F/8, выдержка 1/60, ISO 100
Диафрагма F/5,6, выдержка 1/60, ISO 100
Получилось занятно. Вывыды:
- четкость снимков меня вполне удовлетворяет
- можно вместо режима «Макро» пользоваться режимом «А»
- познакомился с фокусировкой AF-S
Фокусировка
Про последний пункт поподробнее. Знакомство с разной фокусировкой понравилось до возгласов «Ух ты!» и «Офигеть!». Значит, при макро в режиме «А» автоматический следящий автофокус (AF-A) не нужен, так же как и всякие динамические. Нужна фокусировка AF-S (покадровый следящий автофокус, для съемки неподвижных объектов). Так вот, по сравнению с мыльницей офигенность в нашем никоне д3100 в том, что в таком режиме точка фокусировки выбирается! Двигаешь стрелочками джойстика (которые вокруг кнопки «Ок»), и выбираешь ту область, которую нужно (в маленьком экранчике, который не большой монитор, а куда глаз смотрит, эта самая точка подсвечивается красным огоньком). Круто!!!
Теперь про последовательность действий, которое буду держать в голове при макросъемке:
Перед съемкой:
- Включаю оптический стабилизатор VR на объективе
- Выставляю качество сохраняемых фоток на самый большой размер
- Переключаю в режим съемки «А» (приоритет диафрАгмы)
- ISO на минимум (100)
- Фокусировка AF-S (покадровый следящий АФ)
- Выбираю нужную точку фокусировки джойстиком (см. чуть выше, Фокусировка)
- Вспышку открыть (салфетка нужна?*)
- Увеличение — на минимум (кольцо объектива против часовой стрелки до конца)
Съемка:
- Выставляю диафрагму в районе F/5,6 — F/11
- Приближаю камеру максимально к объекту.
- Нажимаю кнопку затвора до половины. Смотрю, сфокусировался ли фотик («спасибо тебе, зеленая лампочка» появился ли маленький зеленый немигающий кружочек в левой нижней части маленького экранчика)
- Если не сфокусировалось, отдаляю чуть-чуть камеру и снова нажимаю кнопку затвора наполовину. Если не сфокусировалось, еще чуть отдаляю камеру от объекта. И так до тех пор, пока не сфокусируется.
- Фоткаю.
- Смотрю результат на мониторе. Увеличиваю получившуюся фотку.
Не нужно опасаться того, что на фотке, которая на мониторе, объект получился не таким крупным, как хотелось. У фотки этой — максимальный размер, можно тут же приблизить, откадрировать и сохранить откадрированную копию — качество получившейся фотки, где объект крупно — тоже нормальное.
* Про вспышку и салфетку. Умные люди пишут, что встроенная вспышка вообще на любом фотоаппарате — слишком злая: дает прямой свет на объект, в результате чего получаются всякие там ненужные эффекты типа резких теней, пересвета или красных глаз. Маньяки и профессионалы покупают дополнительные вспышки, которые направляют не на объект, а в потолок, чтобы свет был не прямым, а рассеянным. Для любителей и новичков типа меня есть один простой способ из категории «дешево и сердито».
Если нет дополнительной вспышки и желания ее покупать, то берется обыкновенная белая салфетка, отрывается ее часть, и подстраивается таким образом, чтобы защитить объект съемки от прямого света.
Попробовал — да, разница существенная между прямой вспышкой и вспышкой с салфеткой (если с прямой вспышкой плохо, то с салфеткой — гораздо лучше). Причем, наигравшись с тигрой, разницу ощутил уже на следующем объекте съемки:
Как-то много букв получилось. Поэтому закончу этот пост парочкой фотографий, на которых «закреплял усвоенный материал»
Мишки на севере (это которые резиновые такие жевательно-сосательные)
Набор для суши Спички из сушильни «Япоша» не в натуральную величину.
Источник: rorocho.livejournal.com
- 23/12/2011 00:50 - Пару слов о макро и китах.
- 23/12/2011 00:45 - Секреты макросъемки цифровой мыльницей.
- 22/12/2011 13:16 - Азбука макросъемки.
- 22/12/2011 13:13 - Полезные материалы для макросъемки.
- 22/12/2011 13:12 - Советы по макросъемке и не только.
- 21/12/2011 12:40 - Ценный мех или макро для бережливых.
- 21/12/2011 12:39 - Макрокольца. Как сделать макро недорого.
- 20/12/2011 11:49 - Kenko Extension Tubes. Фильтры и удлинители для макро.
- 20/12/2011 11:47 - Макрообъектив своими руками. Создание макрообъектива.
- 20/12/2011 11:43 - Бюджетный но очень хороший макрообъектив.