Характерная особенность при съемке макро – сильно закрытая диафрагма, и короткая выдержка (для предупреждения смаза). Как следствие, необходимо яркое освещение, и высокая чувствительность матрицы. Последний параметр лучше не брать больше критического, на который способна ваша камера, чтобы зернистость не испортила ваши кадры.
Съёмка в солнечный день. Параметры 1/640, ISO 200, f4. Canon 20D, объектив Гелиос 44М с кольцами.
Ещё главный враг фотографа на природе – это ветер. Даже лёгкий ветерок, слегка колыхающий цветочки сделает наводку на резкость почти невозможной. Штатив конечно очень желателен, но не всегда возможно его использование, в отличии от съёмки в студии. Иногда он даже мешает. Я иногда пользуюсь чем-то вроде монопода, взяв простую палку необходимой длинны, и оперев её в землю, и придерживая на ней камеру (дабы не таскать с собой, её, или что-то подобное всегда можно найти на месте). При получении достаточной устойчивости, появляется возможность и некоторой мобильности.
Оптимальные параметры камеры – выдержка от 1/250, диафрагма f5.6-11, ISO200-500. Но для съемки летящих насекомых выдержку придется уменьшить до 1/500-2000.
Существенное облегчение приносит использование вспышки, которую можно использовать для подсветки и в яркий солнечный день. Лучше всего конечно приобрести кольцевую макровспышку. Они бывают разных систем — светодиодные, и использующие отраженный свет больших вспышек или встроенной в камеру. Стоимость таких вспышек колеблется от полутора до пяти тысяч рублей (китайские варианты). Также возможно самостоятельное изготовление разных отражателей к уже имеющимся вспышкам, которое тоже даёт неплохой результат. Ведь основная проблема – это равномерно осветить объект практически перед объективом.
Светодиодная (слева) и кольцевая вспышки.
На первых парах я самостоятельно изготовил отражатель для встроенной вспышки. На токарном станке из листового оргстекла выточил круг, и резцом сделал на нем конические кольца под 90 градусов, по принципу отражателей. Получилось очень эффективно, хотя часть мощности вспышки и теряется. Одевается такой отражатель прямо на объектив. Удобно в тех случаях, когда наводка на резкость осуществляется передней линзой (можно крутить прямо за отражатель).
Самодельный рассеиватель.
Вот пример двух снимков (без обработки), сделанных один со штатива без отражателя, и другой сразу с ним, не изменяя параметров съемки. Результат очевиден!
Слева съемка просто со встроенной вспышкой. Объектив практически полностью закрывает свет от вспышки, и изображение получилось не очень…
Справа на объектив только одет дополнительно самодельный отражатель, с теми же параметрами съемки. Перед съемкой я специально побрызгал на лист водой из пульверизатора.
Если у вас отсутствуют все перечисленные возможности, то для экспериментов можно даже просто подсвечивать объект съемки листом белой бумаги, установленного под соответствующим углом ко вспышке. Но, как вывод, макро требует хорошего освещения – либо яркого естественного, либо специального искусственного.
Теперь о сюжетах. Тут большой выбор для вашей фантазии! Но общие принципы композиции такие же, как и при обычной съемки. Я просто приведу несколько собственных примеров разных тем, а дальше можете развивать эти идеи сами!
Яркое цветовое решение с малой глубиной резкости.
Классика с довольно большой глубиной резкости.
Диагональ. Случайно обрезал хвост у стрекозы, ну бывает…
Нижняя точка съемки интересной формы смолы на яблоне. Смола вообще имеет огромное количество самых причудливых форм и отражений, и её можно снимать бесконечно, получая очень интересные кадры.
Взбрызнутый из пульверизатора кактус. Большая глубина резкости достигнута с помощью склеенных трех кадров с разной резкостью (стекинг).
Слегка абстрактный кадр, с двумя уравновешенными объектами, расположенными на диагонали.
Полная абстракция внутреннего мира паутины
Источник: budnikov.com
- 16/12/2011 11:26 - 10 советов по фотосъемке паутины.
- 15/12/2011 12:31 - Приспособления для перераспределения света ламп-вспышек.
- 15/12/2011 12:30 - Выбрать зеркальный фотоаппарат? Элементарно.
- 15/12/2011 12:28 - Шевеленка и как с ней бороться.
- 14/12/2011 12:00 - Всё о макросъемке
- 14/12/2011 11:57 - Технические средства макросъемки. Часть 1.
- 13/12/2011 12:26 - Макро-объективы от PENTAX
- 13/12/2011 12:24 - Фантастические капельки.
- 12/12/2011 12:22 - Макросъемка «под рукой».
- 12/12/2011 12:21 - Цифровые фотоаппараты для макросъемки